|r.o.i. music
музыкальный информационный сайт
на главную об авторах манифест форум

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9
что такое современная
электронная поп-музыка

      Трактат или некое подобие faq.

      Этот трактат я решил написать для начального просвещения народа в плане того, что же представляет из себя современная электронная поп-музыка и какие в ней существуют направления и течения.

      Во-первых, я не собираюсь никому навязывать своих взглядов на музыку. Мне совершенно безразлично, если кто-то воспримет нижеследующий текст вштыки.

      Во-вторых, эта статейка ни в коей мере не претендует на полноту и универсальность, это только начальные сведения, своего рода трамплин в большую музыку для тех, кому осточертели слюнявые шлягеры из хит-парадов. Зная некоторые базовые имена, названия и термины, интересующимся будет легче уже самим найти интересующую информацию.
техно
techno
      Это очень широкий и многозначный термин. Может обозначать совершенно противоположные вещи - и экстремальный хардкор, и дип-хаус и туманный расплывчатый атмосферный эмбиент и откровенную коммерческую халтуру типа печально известной группы "Scooter". В любом случае, значение слова "техно" зависит от контекста и от того, кто его и где произносит. По одной версии, слово "техно" взято из композиции "Music nonstop" немецкой группы Kraftwerk, где есть слова "Music nonstop. Techno pop". Вклад Крафтверка в зарождение техно никто не оспаривает. По другой, это слово взято из книг футуролога Элвина Тоффлера, одного из идеологов техно-культуры, автора книг "Шок будущего" и "Третья волна". На становление техно в нынешнем виде повлияли многие источники. Это и индастриал, это и психоделический рок 60-70х, это и ямайский даб, афроамериканский фанк и даже английский панк.

     В принципе, можно называть словом "техно" любую электронную музыку, но так уж сложилось, что прежде всего этим словом называется электронно-танцевальная музыка, главной составной частью которой является ритм-трек, состоящий из плотно ударяющего бас-барабана, колбасящего со скоростью 120-140 ударов в минуту и сопутствующих ему тарелок хай-хэт и хлопков. Вот что говорил про техно в 1991-м году один из его зачинателей Хуан Аткинс:
Что такое техно?
Музыка, которая звучит как технология
Где бы было техно без Англии?
Где была бы Англия без техно?
Величайшая техно-запись?
Home Computer - Kraftwerk
Оно еще существует?
А Спейс Шаттл еще существует?
Вы любите машины?
Я не люблю то, что не может любить меня взаимно
Любимая машина?
Roland R-8
Что такое музыка?
Рисование звуками
детройтское техно
detroit techno
      Классический техно-саунд, возникший в середине 80-х годов в Детройте. Его основоположниками были жившие в чёрном гетто Детройта диджеи и музыканты (или точнее, продюсеры, так как электронную музыку не столько играют, сколько изготавливают) Juan Atkins, Derrick May и Kevin Saunderson. В становление классического техно внес большой вклад также Jeff Mills. Очень важное значение имеет еще деятельность тусовки Underground Resistance.

      Этот саунд возник как сплав электро и раннего чикагского хауса. От электро взяты были характерные синтезаторные звуки и проходки, к ним был добавлен характерный в те годы для чикагского хауса ритм. Сам Хуан Эткинс до этого делал электро и даже прославился со своей группой Cybotron. Сайботроновский сингл "Clear" 82-го года по мнению многих был началом техно. Позже Эткинс утверждал, что не хотел отказываться от электро-ритма, и внедрил хаус-ритм лишь потому, что иначе диджеи попросту игнорировали его музыку и отказывались её заводить.

      Сопутствующей идеологией детройтского техно была научная фантастика, и особенно книги известного футуролога Элвина Тоффлера, которыми в молодости вдохновлялся Хуан Эткинс. Из его произведений якобы и был печерпнут сам термин "techno". В окружающей обстановке безработицы, высокой преступности и наркомании три техно-бунтаря пытались экспериментальным путём создать музыку будущего. И это им удалось - их звучание во многом предопределило дальнейшие пути развития электронной музыки. Другой вопрос в том, что они несмотря на свою значимость для мировой культуры довольно мало известны.

      Как бы то ни было, Хуан Эткинс выпустил в 85 году под псевдонимом "Model 500" свой первый сингл "No UFOs". Это и был первый в мире техно-трек. А вовсе не "Das Boot" или "James Brown is dead", как некоторые всерьёз думают :-)

      Классика жанра - проекты Model 500, Infiniti, E-Dancer
хаус
house
      Непосредственным предшественником всех современных хаус-направлений был чикагский хаус. Название "house" произошло от названия дискотеки "Warehouse", где собирались преимущественно гомосексуалисты. Завсегдатаи называли этот клуб просто "house". Диско в начале 80-х проходило стадию перерождения в так называемый стиль HiNRG (high energy) - полностью сыгранная на синтезаторах довольно примитивная и китчевая музыка. Скажем, хит певицы Донны Саммер "I feel love" был в очень близком стиле. Музыка, которую популяризировали в клубе "Warehouse" была сперва особо жесткой разновидностью этого диско, за которой тоже впоследствии закрепилось слово "хаус". Версия о том, что название "хаус" происходит от того, что эту музыку "делали дома" как-то малоубедительна, "дома" по-английски звучит "at home". Кому-то может показаться неприятным или даже возмутительным фактом, что происхождение хауса связано с гей-тусовкой, но это правда. Хаус до того как стал частью мейнстрима звучал преимущественно в клубах для гомосексуалистов. Известный немецкий диджей Вестбам пишет в своих мемуарах, что в Берлине вплоть до конца 88-го года не было никакого танцевального андерграунда кроме голубых клубов. Там хаус поначалу и пробивал себе дорогу в массы.

      Принципы производства хаус-музыки не претерпели сильных изменений с начала 80-х годов, изменилось лишь звучание. Хаус возник как продолжение диско. Тому посодействовало появление ритм-машинок Roland TR-707 и TR-808, которые могли выдавать нехитрые ритмические рисунки, которые и теперь так милы слуху массового невзыскательного потребителя. Можно сказать, ранний хаус был дешёвым вариантом диско. Дешёвым в смысле производства - не надо было нанимать студийных музыкантов, всё делали в домашних условиях сами диджеи. Ритмический рисунок хаус-ритма был прямо позаимствован из диско таким какой он был - если схематично изобразить бьющий со скоростью 120-130 ударов в минуту бас-барабан как 1-2-3-4, то на счет 2 и 4 звучит большой барабан (snare) либо звук хлопков (clap), а тарелка хай-хэт звучит как раз между ударов бас-барабана.

      Более современное звучание хаус получил с помощью ритм-синтезатора Roland TR-909 с более жёстким звучанием, он с теми же ритмическими рисунками используется хаус-продюсерами и теперь.

      Гараж (garage) - это нью-йоркская разновидность хауса. Название происходит от диско-клуба "Paradise Garage" в Нью-Йорке. Гараж более изящный, чем чикагский хаус и замешан на соул традициях. В нём почти всегда применяется вокал. От него происходит и другая разновидность хауса - дип-хаус (deep house). Дип-хаус - это наиболее мягко и атмосферно звучащий вид хауса. Для него характерны джазовые последовательности аккордов и долгие импровизации на электропианино или других инструментах. Вокал для него не обязателен, хотя очень часто применяется. В принципе, не будет ошибкой считать, что дип-хаус и гараж - это одно и тоже (многие производители этой музыки вовсю чередуют и то и другое). Гараж - это та музыка, которую выпускает нью-йоркский лэйбл "Strictly Rhythm", к ней обычно в классическом смысле применяют слово "хаус". Выдающимся представителем дип-хауса на мой субъективный взгляд является проект "Blaze".

      Во второй половине 90-х годов хаус вернулся к своим диско-корням. Стало нормальным явлением применять гитару и духовые инструменты. Хаус стал очень похож на былое диско. Появился т.н. "французский саунд" - очень изящный диско-хаус с элементами фанка. Наиболее в этом прославились французские проекты Daft Punk, Cassius, Etienne de Crecy. Радикально обновил звучание "гаражного" хауса и Armand van Helden из Нью-Йорка.

      Подведя итог, можно сказать, что хаус - это чисто танцевальная музыка, диско 90-х, которую, за малыми исключениями, в общем-то довольно глупо слушать дома или на работе.

      Назову несколько наиболее известных хаус-продюсеров, диджеев и названий проектов: Todd Terry, Armand Van Helden, Danny Tenaglia, Kerri Chandler, Larry Heard, Nathan Haines, Todd Edwards, Franckie Knuckles, DJ Pierre, DJ Spen (aka Jasper St Company), Arnold Jarvis, Ron Trent, Moodymann, Theo Parrish, Lenny Fontana, Bougie Soliterre, Masters at Work (aka Nuyorican Soul), Blaze, Kings of Tomorrow, St Germain, Fingers Inc (Mr. Fingers), Deep Dish, 95 north, Basement Jaxx.

      Необходимое примечание: в мире современной электронной музыки слово продюсер обозначает человека, который непосредственно изготавливает конечную фонограмму, в независимости от того, он ли автор музыки или нет (В основном, это одно лицо). Да и само понятие автор в этом мире довольно условно, так как в музыке важней всего саунд, общее звучание, которое никакими нотами не выразишь. Рок-группы, например, тоже признают главенствующую роль продюсера, и если не стеснены в средствах, выбирают продюсера для записи альбома довольно придирчиво. Хотя в мире рока они выполняют не столь всеобъемлющую роль, но именно они в наибольшей степени определяют конечный саунд записей группы.

      Если же при слове "продюсер" вы представляете Бари Алибасова, остается вас пожалеть, так как такие деятели, как этот господин, продюсеры только потому, что сами так себя называют.
эсид-хаус
acid house
      Году в 82-м японская фирма Roland выпустила синтезатор басовых звуков TB-303. Этот синтезатор был призван вероятно имитировать бас-гитару, но цель была не достигнута, бас-гитару он не имитировал. Обращаться с ним было неудобно, по звучанию он никого не устраивал, да и стоил дорого. Фирма посчитала продукт неудавшимся и свернула производство. По легенде, году в 85-м экземпляр TB-303 купил по-дешёвке один чикагский диджей, известный по кличке DJ Pierre. И он-то сам того не подозревая, балуясь с этим приборчиком, невольно совершил революцию в мире электронной поп-музыки.

      Диджей Пьер оказался пророком. Созданный им при помощи ритм-машинки Roland TR-808 и бас-синтезатора Roland TB-303 трек "Acid Traxx" стал чудовищным клубным хитом 85-го года и дал рождение такому явлению как эсид-хаус. ("Acid Tracks" был выпущен через пару лет под псевдонимом "Phuture".) Название acid house - "кислотный хаус" Диджей Пьер присвоил своему детищу вовсе не из-за каких-то там злоупотреблений наркотиками, он всегда был врагом наркотиков и однозначно высказывался по этому поводу. Просто экстатические булькающе-визжаще-жужжащие звуки новоизобретенной им музыки у него ассоциировались с бесконечными гитарными запилами "кислотного" психоделического рока 60-70-х годов. Однако у посетителей вечеринок с эсид-хаусом создался стойкий стереотип, навсегда увязавший эсид-хаус с синтетическими препаратами. Что впоследствии подтвердилось. Многие "экспериментаторы" заметили, что под воздействием вещества ecstasy (MDMA), восприятие эсид-хауса разительно отличается от восприятия его "на трезвую голову". Даже упертые противники "эсида", попробовав экстази, часто становились ярыми его поклонниками.

      Буквально за два года эсид-хаус докатился и до Европы. Летом 88-го года он вышел наконец из подполья и стал достоянием широких масс благодаря широкому распостранению экстази, который молодёжь в массовом порядке потребляла на эсид-хаус пати. Лето 88-го года известно как "лето любви", когда большинство британской молодёжи буйно сходило с ума по уикендам. С того времени и пошла история рэйвов, танцевальных вечеринок, где диджеи сменяют друг друга каждые час-два ("rave" в переводе значит "безумие, беснование"). На самом деле, история эсид-хауса напрямую и тесно связана с экстази, в Европу и хаус-пластинки и экстази привозили из Америки и раньше, года с 85-го, только знали об этом лишь немногие представители "богемы", а в 88-м году до эсида и экстази дорвалась пролетарская молодежь Западной Европы. По легенде, когда-то в те годы эстрадный певец Элтон Джон справлял какой-то свой юбилей (вроде бы в Париже) со множеством приглашенных знаменитостей. Для музыкального оформления был нанят диджей (это был, если не ошибаюсь, известный впоследствии техно-француз Laurent Garnier). Элтон Джон сказал ему: для моих рабочих сцены запускай рок 60-х, а для меня и гостей - только эсид-хаус. Среди приглашенных был и Жан-Мишель Жарр, который, услышав эсид-хаус, начал сильно нервничать, а потом долго распрашивал диджея, что это за новая такая чудесная музыка, которой он не слышал...

      В то же время стали появляться европейские проекты, начавшие развивать эсид в более экспериментальном русле. Из наиболее значительных отмечу 808 State и L.F.O.

      Немного технических подробностей. Синтезатор Roland TB-303 представляет из себя небольшую серебристо-серого цвета коробку с маленькой клавиатуркой на одну октаву, несколькими ручками фильтров для изменения характеристик звука и ещё с несколькими служебными кнопками. Память TB-303 могла запоминать небольшой фрагмент мелодии до 16-ти нот и повторять его сколько угодно. Повторяя фрагмент много раз и крутя ручки, можно достичь прямо-таки гипнотического эффекта звука, какого до этого никакими другими способами достигнуть было нельзя. Неудивительно, что эсид-хаус породил очень много направлений современной музыки. Многие ортодоксально настроенные техно-продюсеры до сих пор считают, что все электронные звуки в музыке должны быть сыграны только на TB-303. В последнее время заново поднялся ажиотаж вокруг TB-303, выпущено много клонов этого синтезатора, существуют и компьютерные программы, имитирующие его звучание. Например, программа "Rebirth" шведской фирмы "Propellerhead Software" имитирует аж два TB-303 и два ритм-блока, звучащих как TR-808 и TR-909. "Кислотные" звуки уже настолько широко применяются всеми, кому не лень, что стали, по-моему, просто признаком дурновкусия и китча. Как образец позднего эсид-хауса, напичканого клавишными и сэмплами женского вокала посоветую трэк "Voodoo Ray", который изготовил A Guy Called Gerald.
брэйкбит
breakbeat
      Брэйкбит - это дословно "ломанный стук". Это не стиль и не направление, это элемент саунда, ритмическая структура партии ударных. Диджеи раннего хипхопа в 70-х годах, крутя пластинки, часто повторяли один и тот же фрагмент записи много раз. В основном это были сбивки - брэйки из разных песен. Виртуозно перекидывая иголку проигрывателя с конца фрагмента снова на начало, диджеи обеспечивали постоянный ритм - бит. Под этот бит произносились рифмованные речитативы (рэп). Занимаясь такого рода диджейством, диджеи не могли не изобрести такого характерного для хипхопа эффекта как scratching, когда пластинку быстро крутят рукой туда-обратно, другой рукой управляя при этом регулятором громкости на микшере. Воспроизведение ломаного "шагающего" бита на ритм-машине привело к возникновению электро. Появление сэмплеров привело к возникновению хип-хопа в современном виде.

      Надо отметить, что брэйкбит в чистом виде существовал уже годах в 60-х в фанк-музыке. Наиболее обильно это проявлялось в музыке Джеймса Брауна, применявшего для своих выступлений две ударные установки, которые позволяли добиться довольно сложного для тех времён ритмического рисунка. Джеймс Браун до сих пор - самый сэмплируемый хипхопом музыкант, сбивки и фрагменты из его песен во многом определили звучание хипхопа. Характерный брэйкбитный барабанный ритм можно найти и у классиков рока - Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Black Sabbath, у группы "Can" и даже в рок-опере "Jesus Christ Superstar". У этих классиков до сих пор широко сэмплируют сбивки и фрагменты бита. А у джазовых барабанщиков все их соло - сплошной брэйкбит.

      Кусок бита, заимствованный из номера "Amen Brother" фанк-проекта The Winstons имеет ключевое значение для такого направления как jungle. Все самые бронебойные разрывные россыпи джангловых барабанов склеены именно из кусков короткого брейка из этой композиции.

      В значении направления музыки слово "брэйкбит" часто применяется по отношению ко многим группам джазово-фанко-хипхопового звучания, им часто называют ту музыку, которую раньше называли "acid jazz". Часто также можно встретить и такие забавные фразы как "Prodigy играют музыку в стиле брэйкбит" :-)
даб
dub
      Даб - это очень объемное и влиятельное явление. Влияние даба на всю последущую музыку настолько серьезно, что вкратце даб не опишешь.

      История даба тесно связана с Ямайкой и музыкой рэгги. По легенде, где-то году в 69-м звукоинженер King Tubby собирался сводить записанную на несколько дорожек песню. Сами понимаете, в те годы аппаратура для звукозаписи имела куда меньше возможностей, чем сейчас. На одной дорожке записаны были бас и барабаны, на другой - вокал итд. Кинг Табби резко двинул ручку на микшерном пульте и был поражен эффектом резкого вступления баса. Он принялся экспериментировать с постепенным появлением и исчезновением дорожек и записывать результаты. Эксперименты Табби дали начало такому явлению как dub. По-английски "dub" - означает "дублировать".

      Табби не был музыкантом, и даже не был продюсером, он был студийным звукоинженером. Он заново сводил записанные рэгги-записи, пропускал некоторые дорожки через разные эффекты - в первую очередь через ревербератор с раскатистым эхом, при этом он постоянно оперировал ручками пульта, то убирая одни дорожки, то другие, в результате чего получались совсем другие неповторимые варианты рэгги-песен. Их называли dubs. Эти версии выпускались на пластинках вместе с оригинальными песнями. Если вы еще не поняли, Кинг Табби изобрел и внедрил в широкое производство технику ремиксов, столь характерную для сегодняшней электронной музыки.

      Года с 73-го (с выхода альбома "Blackboard Jungle Dub") даб стал на Ямайке отдельным от рэгги музыкальным направлением, наиболее её продвинутым ответвлением. Темп музыки замедлился, бас стал основным и главным фундаментом всей композиции. Его записывали так, чтобы он звучал на саунд-системе как землетрясение. А саунд-система (sound system) на Ямайке - это передвижная установка для проведения концертов и танцевальных вечеринок на свежем воздухе. В них преобладают колонки для низких частот. По отзывам очевидцев, от саунд-системы идут такие мощные низкочастотные вибрации, что с непривычки можно потерять завтрак. Одну из таких систем содержал и Кинг Табби. Он сам паял лампы в усилителях и ходят слухи, что его система звучала несравнимо круче и чище систем конкурентов. Когда песня заканчивалась, Табби пропускал ее через эффект долгого эха - пока оно утихало, можно было успеть сменить пластинку. Наверное, отсюда и пошло повальное увлечение реверберацией.

      На протяжении даб-композиции бас постоянно долбит укачивающую мелодию из нескольких нот. Она называется riddim. Поверх риддима идут обычные для рэгги-аранжировок offbeat-гитары, клавишные, духовые и вокал. Только в отличие от обычного рэгги, для даба характерно крайне широкое использование разнообразных эффектов, в первую очередь долгого протяжного эха и то всплывающих, то пропадающих фрагментов музыки. Ударные инструменты в дабе не выполняют задающую ритм функцию, а лишь подчеркивают ритмическую роль мощного баса. Для даба очень характерно многократное применение отдельных компонентов - мелодий, последовательностей аккордов, риддимов в разных вариантах и сочетаниях. Скажем, классических риддимов, на которых с вариациями строится весь даб, всего где-то около пятидесяти. (позже такая практика "музыка как коллаж" станет нормой для хип-хопа)

      Даб - это своего рода шаманство. Основными инструментами являются микшерный пульт и ревербератор. Все манипуляции, которые производит стоящий за пультом человек - чистой воды импровизация. Автор даба не пишет ничего нового, он изменяет уже готовое, порой до неузнаваемости. На первый план выходит не мелодия или аранжировка, а саунд, характер звука, оттенки звучаний. (эта концепция позднее будет очень важной для техно)

      Для даба очень много сделал продюсер (и певец тоже, хотя не ахти какой) Lee "Scratch" Perry. Он был в те славные годы настоящим фанатиком своей музыки. Умудрялся на четырехдорожечном магнитофоне записывать такие вещи, на которые у других продюсеров не хватило бы и 20 дорожек. В его студии Black Ark были записаны выдающиеся произведения даба и рэгги. Перри многими воспринимался как юродивый - он постоянно курил марихуану и вытворял со студийным материалом такие трюки, что любые "нормальные" продюсеры пришли бы в ужас. Например, он закапывал записанные плёнки в землю на несколько дней, "чтобы музыка вошла в соприкосновение с Духом Земли", обкуривал пленки и магнитофон дымом конопли, натирал записывающие головки грязью, поджигал плёнки и их тушил. Когда Ли Перри сотрудничал с Кингом Табби, они иногда пускали по одной дорожке трек Табби, по другой трек Перри и их микшировали. Табби, в свою очередь, марихуаны не курил, но зато очень разбирался в радиотехнике и если вдруг ему надо было воспроизвести какой-то эффект, он ради одной песни мог перепаять фильтры в микшере. "Злоупотребление" техникой было для даб-продюсеров обычной практикой - Табби часто пинал ревербератор - это давало ни с чем не сравнимые щелчки, так характерные для его дабов (не пробуйте пинать цифровой ревер - не получится). А Перри использовал в музыке всё, что только звучит - фрагменты из вестернов и истернов, звуки выстрелов, кричащих детей, животных, прокручивал пленки на разных скоростях и в обратную сторону. Он занимался своей музыкой по 18 часов в сутки.

      Расцвет даба на Ямайке - с 1975 по 1979 год. За это время продукция Перри всё больше стала расходиться с ожиданиями народа. На Ямайке его считали чокнутым, его записи продавались в основном в Британии и основную массу ценителей его творчества составляли белые европейцы и американцы. Надо отметить, что Перри и другие герои даба были "свои в доску" у британских панков. Перри даже продюссировал какие-то песни The Clash, а они в свою очередь разбавляли свою музыку даб-эффектами и даже записывали даб-версии своих песен. В 79-м году Перри бросила жена и надоели преследованиями рэкетиры. Он сжег студию Black Ark и покинул Ямайку. Поздние попытки восстановить студию ничего не дали. Даб потерял популярность, а в пороховницах кончился порох.

      В 80-х и Ли Перри и Кинг Табби участвовали в разных проектах. Но ничего и близкого по качеству к былым временам создано не было. В 89-м году Кинга Табби убили. А Перри здравствует до сих пор, пригласить его поучаствовать в качестве свадебного генерала в своих проектах почитают за честь многие, от Mad Professor'а до Beastie Boys.

      Классикой жанра можно назвать альбомы The Upsetters - Super Ape, Мах Romeo - War Inna Babylon, Junior Murvin - Рoliсе And Thieves, The Heptones - Party Time, The Congos - Heart Of The Congos, короче практически всё записанное в Black Ark. Альбомы Кинга Табби второй половины 70-х (я их не все слышал). Также рекомендую интересующимся присмотреться к творчеству таких людей как Augustus Pablo, Scientist и Prince Far I.

      В 90-х годах произошло некоторое оживление вокруг даба. Приобрели известность такие деятели электронного даба как Mad Professor, Zion Train, Dreadzone, Alfa&Omega, Disciples, Rockers HiFi, Aba Shanti I. Также стала известной такая группа как Asian Dub Foundation, хотя это и не даб в чистом виде, но влияние даба в музыке этой состоящей из живущих в Британии индийцев группе очень заметно.
хардкор
hardcore
      Вообще-то хардкор - это не направление в музыке, это подход к изготовлению музыки. Хардкор - это и быстрый панкрок и спид-метал и дарксайд. В общем, хардкор - это наиболее жёстко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромисно звучащая музыка.
В узком значении "жанр поп-музыки" слово "хардкор" применялось к жёсткому техно на рубеже 80-х и 90-х годов, до этого в 80-х годах словом "хардкор" называли только грозный шумный панк-рок а-ля "Dead Kennedys", "The Exploited" или "Black Flag".
В эпоху после моды на эсид-хаус в Европе стали распостранены более жёсткие синтетические препараты, чем экстази. Собственно теперь под названием "экстази" продаются порой совсем не имеющие к чистому MDMA отношения вещества, представляющие гремучую смесь из разного рода амфетаминов и других химикатов.

      Напомню, препарат MDMA вызывает эмпатию - состояние эйфории, добродушности и чуть ли не любви ко всему окружающему. Этот препарат до его запрета успешно применялся в США многими психиатрами для лечения разного рода психических расстройств у своих пациентов. По мнению его исследователя, американского химика Александра Шульгина, причисление MDMA к наркотикам и его запрет были неоправданы, так как его клинические испытания не выявили каких-либо серьезных побочных эффектов (интересующимся рекомендую обратиться к книге Шульгина "Tihkal").

      Новые же препараты были куда более сильного и зачастую малопредсказуемого действия, они "отшибали мозги", вызывая отнюдь не эмпатию, а психомоторное возбуждение и часто беспричинную агрессию, не говоря уже о том, что действие этих новых "кислотных" препаратов на человеческий организм не было полностью изучено и о последствиях их употребления порой можно только гадать. Соответственно и танцевальная музыка стала быстрее и жёстче. В те славные годы по всей Европе проводились рэйвы в старых заброшенных промышленных зданиях, где и отрывались под хардкор накачавшиеся наркотиками подростки. Естественно, что власти не хотели мириться с проблемой наркотиков, потому эти рэйвы и были подпольными. Во Франции до сих пор власти крайне негативно и агрессивно реагируют на любовь молодёжи к техно-музыке, предвзято рассматривая рэйверов как закоренелых преступников и наркоманов.

      В техническом плане хардкор тех лет по нынешним меркам не хардкор. Он пролетел бурей по Европе и разделился на несколько направлений: габба, дарк, и т.н. "хэппи хардкор" - печально знаменитая волна чисто коммерческой техно-попсы (Marusha, Scooter, Mark'Oh).

      Габба (Gabba, Gabber) - это чисто голландское направление первой половины 90-х годов. Крайне примитивная и злобная музыка. Для габбы характерен был быстро бьющий, часто искажённый бас-барабан (180-200 ударов в минуту, хотя многие доходили и до 600), стрекочущие тарелки, бешеные психотропные звуки и сэмплы из фильмов ужасов. Часто там применяли орущий или воющий вокал. В свое время были весьма популярны сборники такой музыки типа "Terrordrome" и "Thunderdrome". Габбу очень любили многие неофашисты, футбольные хулиганы и гомосексуалисты. Одно немаловажное замечание - габба-вечеринки в Голландии немыслимы без потребления танцующими синтетических наркотиков, в основном амфетаминов.

      Дарк (Dark, darkcore, horrorcore) - это британская разновидность хардкора. К бас-барабану был добавлен быстрый брэйкбит (потом стали обходиться только брэйкбитом). Для него тоже характерны были сэмплы из фильмов ужасов и замогильные звуки. Из дарка в какой-то мере вышла и такая более-менее коммерчески успешная группа как "Prodigy". Помните их шлягер 91-го года "Charlie"? Это была коммерческая сторона дарка. Дарк в свою очередь выдохся и впитав в себя рэгги, породил джангл. Кстати, невыразимая крутость продиджевского трека "Out of Space" заключена в том, что на нём звучит засемплированный фрагмент одного из бессмертных произведений отца рэгги и даба Lee "Scratch" Perry, а именно спродюсированная им песня "Chase for the Devil" для исполнителя по имени Max Romeo.

      Для британского хардкора (а-ля ранние Продиджи) часто применяют такие термины как rave и old school. В этом олдскуле, который был предтечей джангла, часто применялся такой трюк как семплы вокала, играющие на повышенных тонах. Еще был трюк - играть сэмплами аккордов как одной нотой. Еще что бросается в глаза (точнее в уши) - это кустарное качество очень многих треков, треки делались музыкантами-любителями буквально в своих спальнях. Но несмотря на кустарность, восьмибитность многих вокальных семплов и откровенную примитивность данного стиля, необузданная энергия из него так и пышет (мое чисто субъективное мнение). Олдскул с одной стороны переродился в джангл, а с другой стороны сильно повлиял на становление крайне коммерческой волны проектов вроде 2 Unlimited и U96. Послушайте самые ранние номера сборников "Techno Trax", там еще нет разделения андерграунда и попсы. Из олдскула я слышал довольно много, не могу сказать, что мне такой олдскул не нравится, (у меня он вызывает ностальгию по пубертарному периоду ;) но к сожалению, никаких имен и названий проектов назвать не могу (весь материал был сугубо в виде миксов). Могу лишь сказать, что многие гении джангла (например DJ Hype) в самом начале 90-х делали именно такую музыку. Альбом The Prodigy Experience группы Prodigy - символ той эпохи.

      Из актуального современного электронного хардкора хочу прежде всего отметить музыку немецкого продюсера и диджея Алека Эмпаера (Alec Empire) и его группы "Atari Teenage Riot". Слушайте эту прекрасную музыку обязательно! ;-) На мой взгляд - это единственно правильный подход к изготовлению музыки ;-) Святой отец Алек использует для своего духовного служения устаревший компьютер Atari и по его словам, особо не тратит времени на оттачивание отдельных нюансов звука, на написание одного трека у него уходит не больше часа. Но грязным месивом его музыку не назовешь - в музыке ATR сочетается отбойномолотковый брейкбит, звуки а-ля "speed metal", куча разного рода индустриальных шумов и панк-вокал с анархистскими и антифашистскими текстами. Такой род музыки называют обычно digital hardcore по лэйблу "Digital Hardcore Recordings".

      Ещё есть замечательный немецкий проект "Panacea", крайне хардкоровый и нойзовый вариант драм-н-бэйса, очень близкий по саунду к Алеку Эмпайеру - это действительно панацея от глупых слюнявых соседей. Всячески рекомендую ;-) Классика дигитального хардкора - альбом "Destroyer" Эмпаера и все альбомы ATR. Кстати и Алек и Панацея выпускают кроме хардкора под теми же именами также и совсем другую музыку.
транс
trance
      Транс - это шаг эсид-хауса в сторону эмбиента. Ненавязчиво мелодичная электронная музыка 90-х годов. К середине 90-х выродилась в откровенную коммерческую халтуру, которая хоть и выходит на сборничках типа "100% Trance", но в транс вогнать может лишь мечтательных девочек-подростков. Короче, признаюсь вам, что в трансе я не особо разбираюсь, так как сейчас очень часто этим словом называют редкостную коммерческую дрянь:(

      Изначально транс был несколько облегчённой и "глубокой" по сравнению с обычным техно музыкой, которую заводили в чилаут-зонах (Chillout Zone - это помещение, где угоревшие рэйверы могут развалиться на софе и отдохнуть от танцев под ненавязчивую музыку). Потом транс побыстрел и появились разные хардтрансы, технотрансы, эсидтрансы. Из раннего транса отмечу немецкого диджея по имени Свен Фэт (Sven Vath), его считают отцом немецкого транса, хотя достоверно известно, что его таланты исчерпываются лишь запуском пластинок и выпуском под своим именем танцевальной музыки, записанной другими людьми. Еще мне с начала 90-х запомнился трансовый деятель Cosmic Baby.

      Есть также быстрый и довольно жёсткий вид транса - goa trance или просто goa. (существует ещё и название psy-trance, многие оголтелые фанаты спорят с пеной у рта, какая между goa и psy разница, но по-моему, это несущественно)
Название пошло от названия штата в Индии, бывшей португальской колонии, туристического рая, где ещё в 60-е годы отдыхали разного рода хиппи, привлеченные восточной экзотикой. В Гоа якобы и появился гоа-транс. Там уже много лет проводятся дискотеки, на которых народ, наплевав на все запреты властей, накачивается алкоголем и наркотиками и танцует до одури под техно-музыку. Раньше это был эсид-хаус, который непонятным образом переродился с годами в гоа-транс.

      Для гоа-транса характерен быстрый и жёсткий техно-ритм с резко прописанными хай-хэтами и многократно повторяющиеся психотропные мелодии из нескольких нот, характер звука которых постоянно изменяется. (Мне почему-то кажется, что почти всё богатство этих волшебных психоделических звуков извлекается из клонов синтезатора TB-303.) Порой используются и разного рода кришнаитские песнопения. В общем, гоа-транс носит слегка индийский оттенок. Да и индуистская мистика является сопутствующей гоа-трансу идеологией. Обложки сборников с гоа-трансом и плакаты, приглашающие на гоа-пати оформляются соответственно - на них изображены обычно божества индуистской мифологии. Продюсеры гоа-транса скрываются за мифологически-мистическими псевдонимами - Total Eclipse, Joking Sphinx, Cosmosis, Astral Projection, Juno Reactor итп.

      Кстати, существует очень сильная транс-традиция в Израиле (isra-trance). Про людей, слушающих транс (трансеров) обычно ходят слухи, что они интересуются мистикой, восточными религиями, медитацией, просветлением, расширением сознания. Насколько эти слухи верны, не берусь судить, такие люди точно есть. Но к сожалению, под личиной трансеров иногда встречаются и просто откровенные гопники, дети богатых родителей, которых больше интересуют модные дорогие яркие "кислотные" шмотки, а расширять-то им и нечего...
рагга
ragga, ragamuffin
      Рагга - это прямой наследник былого рэгги, "бытовая" сторона рэгги, лишенная всякой религиозной подпитки.

      Стилистически описать раггу несложно - постукивающие барабаны, мощная ступенчатая бас-партия, прочие звуки и поверх всего этого идёт рагга-вокал: низким рычащим голосом читается некий текст, причём голос время от времени переходит на высокие ноты и даже некоторые слова поёт нараспев. Искусство рагга-речитативов возникло на Ямайке. Изначально рагга исполнялась на ямайском креольском языке, который для европейцев воспринимается как ломаный искаженный английский со множеством непонятных слов.

      В начале 90-х рагга стала популярной в Европе. Многие её исполнители сильно прославились. Это, к примеру Shabba Ranks, Chaka Demus and Pliers, надоевший всем своей песней "O Carolina" Shaggy, черная красавица Patra, и чувак индийского происхождения Apache Indian.
Потом рагга сошла на нет и в откровенную попсу стали включать суррогатный рагга-вокал, на специально исковерканом английским языке. Наиболее гнусные примеры такого рода - Dr.Alban и D.J.Bobo (кстати, на ямайском креоле "бобо" значит "дурак").
джангл
jungle
      Году в 92-м кому-то в Британии пришла в голову счастливая мысль объединить дарк с рэгги и раггой (На самом деле, дарк был настоящим андерграундом - его совершенно игнорировали масс-медиа, а у рагга-тусовки были свои клубы, лэйблы, магазины, журналы). К быстрому брэйкбиту (140-170 ударов в минуту) была добавлена мощная бас-партия (которая шла в два раза медленнее, чем барабаны, т.е. в характерной для рэгги акцентации) и сэмплы со старых рэгги-пластинок. Часто на слепленный трек записывали ещё и рагга-вокал. Результат назвали джангл - "джунгли". По легенде, был такой шустрый чувак Jonnie Jungle и его псевдоним якобы прилип к музыке, которую он заводил. По другой версии, название происходит от сборника Джеймса Брауна Into the Jungle Groove, где в композиции "Funky Drummer" был часто сэмплируемый брэйкбит. Как бы это ни было, слово "джангл" очень хорошо описывает ту музыку - с диковатым низким рагга-вокалом и обилием ломанного брэйкбита. Многие продюсеры играли на слове "джунгли" и провокационно добавляли в музыку крики диких тропических птиц и зверей.

      Дальнейшую судьбу новой музыки определил ставший в 93-м году популярным трек (а теперь уже классический хит джангла) "Original Nuttah", который изготовили диджей Shy FX и рагга-вокалист UK Apachi. На эту вещь существует и чудовищно дикий видеоклип, если вы его не видели, вы не имеете представления о том, что такое был джангл :) В 94-м году некий M-Beat сотворил трек "Incredible", который попал в британский хит-парад, это была вершина популярности джангла, с того момента джангл и начал отмирать.
Отцами-основателями джангла обычно считают таких диджеев как Goldie, Grooverider, Fabio. Их тусовка (а это была лондонская дарк-тусовка) породила джангл и его же и убила. Голди, кстати, тоже нвчинал с олдскула - почти без рагга-вокала, с кучей протяжных аккордов, низким басом и фрагментами женского соул-вокала. Его олдскульная вещь "Terminator" стала уже классикой. Также и вышедший в 95-м году длящийся 21 минуту трек "Timeless".

      Практически весь джангл, по легенде, производился на пиратски добытых программах "Cubase" фирмы "Steinberg" для Макинтошей и для ПиСи. Брали куски брэйкбита (прежде всего т.н. amens), всячески их резали, обрабатывали на компьютере разными эффектами и из них составлялся ритм-трек. В начале ритм-машины в джангле не использовали, а только семплеры. При этом очень многие продюсеры джангла проявляли прямо-таки чудеса манипулирования отдельными фрагментами звука. Скажем, такой эффект как rolling ("катящиеся барабаны") сделать не так-то просто, нужно приложить немало хитростей типа резких изменений громкости, эффектов задержки, нескольких параллельно звучащих сэмплов итд. После в весь этот суп добавлялись снятые со старых ямайских рэгги-пластинок и тоже изрядно покалеченные на компьютере фрагменты песен (благо, что это наследие неисчерпаемо) и сбивающая с ног бас-партия (для неё часто использовали синтезатор Yamaha DX-100). А уж поверх всего этого, если нужно было, записывался рагга-вокал. Джангл того периода часто называют олдскул или рагга-джангл. Такую музыку вроде до сих пор еще выпускает лейбл Congo Natty.

      Со временем джангл становился всё более диким, злобным и сложным. Запутанными и всё более часто ломающимися стали партии ударных (продюссеры начали их программировать отдельно - удар за ударом, тарелочку за тарелочкой). Так, году к 95-му джангл переродился в драм-н-бэйс.
драм-н-бэйс
drum&bass, d&b, dnb
      Само название этого чрезвычайно широкого направления переводится как "барабан и бас". Из музыки были выкинуты всякие ненужные звуки. Продюсеры драм-н-бэйса - как правило, люди, курящие много травы и знакомые с даб-технологией. Видимо, сам Джа им подсказывал, как надо делать музыку, что туда нужно включить, а что оттуда выкинуть ;-). Попытаюсь вкратце охарактеризовать основные разновидности драм-н-бэйса (хотя дело это безнадёжное и в принципе бесполезное).

      Джампап (Jumpup) - этот саунд издревле продвигает DJ Hype и его лэйблы Ganja Kru и True Playaz. Из других наиболее известен пожалуй Shy FX. Очень мощный, пробивающий насквозь саунд, барабанная партия вынесена на главный план. Бас тоже крайне мощен. Налицо влияние рэгги и даба - на ранних записях Хайпа обильно используются сэмплированные фрагменты старых ямайских песен, особенно про марихуану (ganja - это и есть марихуана). Из других сильных влияний чувствуется хип-хоп (брэйкбит, как известно, напрямую связан с хип-хопом).

      Продолжая традиции даба, Хайп часто использует множество интересных звуков из вестернов и истернов. В целом Хайп и его команда всегда проявляли чудеса изобретательности в продюссировании своей порой весьма разнообразной музыки. В общем, джампап - это музыка, от которой стаканы в шкафу не трясутся, а подпрыгивают. Правда, Хайп к нынешнему времени уже выдохся и начал "выполнять социальный заказ" - то есть производить откровенную халтуру типа ремиксов на "Greatful Dead".

      Дарксайд - это наиболее хардкоровый и "мясной" драм-н-бэйс. Отличается крайней жёсткостью и бескомпромисностью. Барабанная партия записана с перегрузками и порой довольно запутана. Бас тоже обработан искажениями, он часто не столько басит, сколько ревет, порой он даже вынесен на передний план, как гитара в трэш-металле. Да и сама мелодика бас-партии порой сильно напоминает мрачный гитарный рёв грандж-групп. Часто применяются замогильные завывания и другие хардкоровые звуки. На мой взгляд, невыразимо мрачно-смертельная музыка. Это во многом саунд ранних DJ Krust, DJ Die, Ed Rush & Optical. Наиболее бескомпромисный представитель дарксайда - немецкий проект "Panacea", музыка "Панацеи" очень близка к дигитальному хардкору.

      Эмбиент драм-н-бэйс - очень атмосферный и имеющий много джазовых элементов драм-н-бэйс. С эмбиентом на самом деле мало связан, просто так обычно называют саунд музыки человека по кличке LTJ Bukem. В джаз сильно ударился также проект "4 Hero". У этих деятелей вся музыка - это виртуальный полет в космос на протяжных атмосферных звуках, барабанная партия (т.е. собственно сам драм-н-бэйс) порой не играет самостоятельной роли, а скорее выполняет чисто формальную функцию, создаётся даже впечатление, что иногда она там даже лишняя. Есть немало такого рода треков и у Photek'а, например "124", где ритм-партия полностью построена только на низких барабанах и разных тарелочках.

      На звуках джаза сильно также замешана музыка, которую производят Roni Size и DJ Krust из Бристоля. Близок к джазу и проект "London Elektricity". У них часто бас-партия представлена контрабасом. Классическим треком эмбиентно-джазового драм-н-бэйса считается попавший в британский хитпарад трек Голди "Inner City Life" (хотя поговаривают, что Голди сам не способен написать столь значительное произведение и лишь руководил его созданием).

      Хардстеп (Hardstep), Текстеп (Techstep) - то, во что выродился драм-н-бэйс с 97-го года. В хардстепе партия ударных упростилась и превратилась в регулярный бит из бас-барабана и большого барабана, порой искажённых эффектами. Текстеп представляет вообще поворот от брэйкбитовых барабанов к техно- и электро-звукам. Иногда регулярный бит в текстепе прерывается мощными быстрыми неожиданными ударами тарелок и барабанов. Все треки довольно долгие, больше 6-ти минут. Бит в основном монотонный и несложный. На заднем плане звучит много совсем порой не взаимосвязанных звуков. Звучащая тема неожиданно может смениться на совсем другую. Часто барабаны на долгое время замолкают, и остаются только протяжные струнные звуки. В этом преуспели Ed Rush & Optical. Близок к этому и DJ Krust, который записывал треки длиной аж по 12 минут и дольше.

      Новый (жидкий) фанк (Liquid funk) - это драм-н-бэйс построенный на звуках музыки к детективным фильмам 70-х годов и ретро-фанке. Для него очень характерны звуки гитар с вау- и фуз-эффектами. Заместо ломающих общий темп трека барабанных сбивок в основном задействованы оркестровые или духовые проходки. Слышали музыку в детективных сериалах "Коджак" или "Улицы Сан-Франциско"? Новый жидкий фанк как раз и опирается на такое звучание. В этом сильно преуспели в последние годы Peshay, Adam F и Grooverider. (Про Груврайдера тоже есть компромат, что он неспособен изготовить и простейший трек, а музыку, выходящую от его имени, делают другие люди)

      По моему субъективному мнению, расцвет драм-н-бэйса пришёлся на 95-96 годы, когда непогрешимый Голди со своими приближёнными начал настоящее духовное служение и стал выпускать на своей фирме Metalheadz очень мощную, сложную и порой запутанную музыку, которая составляет теперь золотой фонд мировой сокровищницы искусства ломаного бита - breakbeat science. Из приближённых Голди назову несколько значительных имён и названий: Photek, Source Direct, Dillinja, J Majik, Hidden Agenda.

      Лично я сугубо субъективно считаю самым выдающимся продюсером драм-н-бэйса человека по имени Руперт Паркeс, известного под псевдонимом Photek. Для его произведений придумали даже термин "kungfu", настолько ритм-партия в них сложна и запутана, отношение такой музыки к танцевальной довольно условно, потому что под нее танцевать невозможно в принципе. Послушайте его трек "Ni-Ten-Ichi-Ryu" - это драм-н-бэйс без баса, роль баса выполняют низко звучащие ударные инструменты. Все мельчайшие компоненты его музыки так виртуозно прилажены друг к другу, что создаётся действительно впечатление, что это удары ногами, руками, и разными видами оружия, выполняемые мастером кунг-фу, показывающим комплекс боевых упражнений. Фотек, кстати, и вдохновлялся восточными боевыми искусствами. На этот трек существует даже видеоклип на тему ниндзя из японского средневековья. К сожалению, Фотек как и многие другие, растерял своё мастерство и теперь начал производить довольно посредственные вещи, думаю, что он уже не сможет превзойти самого себя.

      С 98-го года стало наблюдаться перепроизводство драм-н-бэйса и его качество катастрофически упало. Драм-н-бэйс, как вершина эволюции электронной музыки достиг такой точки своего развития, что стал самой многозатратной в производстве музыкой (имеются в виду затраты не денег, а времени и сил). Программирование запутанных треков стало искусством сродни мультипликации, где тщательно прорисовывают каждый отдельный кадр. Многие продюсеры (как скажем, Photek или Squarepusher) сидели за изготовлением своих треков неделями и месяцами. Но многие "новые обращенцы" хотели срубить на моде побольше денег, сидеть неделями над одним треком они не хотели, а стали делать новые треки из готовых заготовок, которые распостранялись на сидиромах. Стало производиться чрезвычайно много некачественной, сугубо танцевальной и не выдерживающей никакой критики музыки, которую, однако, подавали под маркой "драм-н-бэйс".

      Вернулась джангл-технология - стали применять снова петли (зацикленные фрагменты бита), только беда в том, что ритмическая партия большинства треков стала сильно примитивной и совсем не мощной и плотной, какой была раньше. Бас-партии тоже стали примитивными и маломощными. Драм-н-бэйс выдохся и резко коммерциализировался, очень много посредственных треков начали использовать в телерекламах. Появилось великое множество чисто коммерческих проектов, неумело имитировавших "нервный перестук барабанов" с наивным девичьим вокалом. К счастью, эта халтура не пользуется спросом ни у широких масс, ни у тем более любителей сложного брэйкбита. Когда появился speed garage, драм-н-бэйс совсем вышел из моды, очень многие клубы просто перестали допускать заводящих его диджеев, так как на их вечеринки народ просто перестал ходить.

      А что же сейчас? По последним произведениям 99-го и 2000-го года былых мастеров неуклонно складывается впечатление, что драм-н-бэйс ушёл от своих джангл-корней и двигается в сторону быстрого электро и ту-степа. Альбом Krust'а "Coded language" меня сильно разочаровал. Последние вещи Рони Сайза также, Рони Сайз заявил даже, что следующий его альбом будет хип-хоповым. Недавно вышел новый сингл Фотека "Terminus" - это чистый инструментальный хип-хоп, от его прежнего почерка осталась разве что тщательность расставленных ударов и то запаздывающая то опережающая бит бас-партия. На его новом альбоме "Solaris" драм-н-бэйса нет.

      Ещё одно немаловажное замечание - настоящий dnb нужно слушать на мощных колонках на полную мощь, и лучше вообще в клубе, слушать драм-н-бэйс в наушниках - это совсем не то. Драм-н-бэйс надо слушать не ушами, а брюхом. Хорошие люди от такой обработки становятся ещё лучше, а плохие наделывают в штаны. Главное в этой музыке - вайб (vibe), вибрация, некая мистически космическая сила, заключенная в басовых звуках, которая может непосредственно воздействовать на подсознание человека, концепция, возникшая ещё в рэгги и особенно в дабе. В религии Растафари звук мощного баса ассоциируют с описанными в Библии иерихонскими трубами.


      Есть несколько версий насчет того, в чем же разница между стилями jungle и drum&bass. По одной из них - джангл был преимущественно музыкой черных, идущей корнями в черную музыку, а dnb стал музыкой преимущественно белой пролетарской молодежи, утратившей преемственность с черными корнями. Более правдоподобна другая версия - драм-н-бэйс пришел на смену джанглу как кардинально новый этап его развития. История смены вывески "джангл" на "драм-н-бэйс" очень запутана, если судить по разным источникам - статьям в британской музпрессе, воспоминаниям очевидцев, интервью таких людей как Голди итп, то вырисовывается примерно такая картина:

      Джангл делался в рассчёте на то, что поверх "сухих треков", заводимых диджеем с пластинок, вживую накладывался лепет и бормотание MC и раггамаффинов. Без такого "караоке" большая часть треков была просто монотонной и примитивной, так как была изготовлена в основном самими диджеями. Публика же реагировала на кричащих в микрофон эмси, оставляя самих создателей без внимания. Когда поднялся психоз вокруг джангла, основные лавры внимания прессы незаслуженно доставались именно говорунам, денежные аппетиты которых начали расти непомерно. Естественно, что возрастающие творческие амбиции джангл-продюсеров вступили в противоречие с такой несправедливостью. Еще в 92-м году группа диджеев и продюсеров джангла создала некий "Комитет", куда входили Rider, Fabio, Bukem, Doc Scott, Goldie, Rob Playford и другие. Комитет охватывал лэйблы, выпускающие джангл и диктовал условия создания, распостранения музыки и связей с прессой. Так вот, когда поднялся бум вокруг джангла и "комитетчики" почувствовали, что почва уходит у них из-под ног, они постановили бойкотировать всех "заболевших звездной болезнью" рагга-вокалистов, а заодно прессу и масс-медиа, упоминающих их. Они отмежевались даже от самого слова "джангл", выставляя свою продукцию под вывеской "драм энд бэйс" и бойкотируя тех, кто приминяет слово "джангл" (в те годы уже появились "штрейкбрехеры", предлагавшие общественности наспех сляпанные шлягеры в модном стиле "джангл" в обход "Комитета"). Тогда же продюсеры и диджеи отказались от рагга-вокала и сосредоточились на звуке. Хотя причина всего этого была по-моему весьма банальна: "комитетчики" хотели сохранить свою монополию на производство и продажу модной музыки.

      Перечислю несколько наиболее значительных имён на поприще драм-н-бэйса. (Лично я одобряю творчество не всех из них). Это Photek, DJ Hype, Ed Rush, Optical, Source Direct, Goldie, J Majik, Lemon D, Dillinja, Hidden Agenda, Digital, Grooverider, Fabio, Special Forces, 4 Hero, Roni Size, Krust, Peshay, Adam F, LTJ Bukem, ...
трип-хоп
trip-hop
      Трип-хоп - это виртуальный и довольно условный термин. Его придумали журналисты для обозначения музыки групп "Massive Attack", "Portishead" и сиплого малого по кличке Tricky. Все они из Бристоля, поэтому существует также и название bristol sound. (Тем более, никто из них не любит, когда их музыку называют словом "трип-хоп")

      Так что же такое трип-хоп? Это смесь из медленного брэйкбита, плотного басовитого даб-звучания и некоторого процента джаза, соула и оркестровых звуков.

      Саунд Трики похож на "Мэссив Этэк" и это неудивительно, Трики тоже состоял в этой группе. А для "Мэссив Этэк" характерны басовитые звуки, приглушённый обдолбанный рэп и часто надрывный женский вокал. В общем, как назвал Три-Ди, один из участников группы, "шизофреническая музыка". Её невозможно достоверно описать словами - её надо слышать. То же самое и с Трики. Его астматический хрипящий голос трудно спутать с кем-то другим. Замечу, что одним из вдохновителей Трики и "Мэссив Этэк" является сам Джа, так как в их рацион питания регулярно входил дым марихуаны ;-)

      Были еще и другие люди, продвигавшие похожий саунд - DJ Shadow из США и DJ Krush из Японии. Их продукция, замечу, в основном лишена всякого живого вокала, но не менее шизофренична. Про поздние опусы Краша такого сказать не могу - этот потомок самураев приударился в бесстыжую попсу.

      Классика этого жанра - это прежде всего альбом "Protection" Massive Attack (существует и даб-версия этого альбома, созданная Mad Professor'ом - "No protection") и альбом "Maxinquaye" Tricky. Очень рекомендую.

      Ещё хочется отметить музыку британской группы "Laika" - тоже очень глубокая и "улетная" музыка, с большим упором на джаз, а также британца по кличке DJ Vadim (потомок советских эмигрантов), который делает неплохую трипхоповую поп-музыку. Еще есть совершенно замечательный обдолбышный проект Red Snapper, который можно отнести и к трип-хопу и к эсид-джазу.

      Трики, однако, отошел от своего былого саунда, переселился в Америку и выпустил коммерческий хип-хоповый альбом, где рэповали многие известные рэпперы. Группа "Мэсив Атак" тоже на грани развала (а может, уже развалилась, у меня нет достоверной информации). Группа "Morcheeba" сильно удалилась от трип-хопа. Группа "Moloko" - когда-то лидер "второй волны трип-хопа" выпускает уже совсем не трипхоп. Альбом "Лайки" 2000-го года вроде ещё можно считать трипхопом, хотя он и называется Good looking Blues". По всей видимости, трип-хоп тоже приказал долго жить.
эмбиент
ambient
      Слово "эмбиент" впервые применил к музыке Брайан Ино. Он выпускал в 70-х годах альбомы из склеенных в кольцо нейтрально звучащих пассажей пианино. Он называл эту музыку "музыка для аэропортов". Но к современному техно-эмбиенту его произведения не относятся.

      Эмбиент - это нейтрально, атмосферно звучащая музыка, в которой могут быть и звуки природы и шумы естественного и искусственного происхождения. Это своего рода "звуковая оболочка", "звуковые обои". Но не путайте эмбиент с нью-эйджем. Нью-эйдж - это донельзя пафосная, патетическая и слащавая музыка для стареющих хипповатых любителей романтики типа поздних "Tangerine Dream" или "Enigma" :-)

     Эмбиент может вообще не иметь ритм-партии. Может вообще быть без мелодии и чётко обозначенного темпа. В идеале так и должно быть! Я это определяю как аморфная музыка, в которую можно уйти. Слово "ambient" так и переводится - "то, что вокруг". К характерному эмбиенту относится многое из творчества группы Coil, например альбом "Astral Disaster".

     Техно-эмбиент - это саунд таких групп как "The ORB", "Future Sound of London", "Biosphere", "Third Eye Foundation". (вообще-то можно продолжать этот список очень долго) и во многом такого гиганта техно, как Ричард Джеймс (Aphex Twin). Его двойной альбом "Selected Ambient Works" я и посоветую как классику техно-эмбиента вместе с альбомом "U.F.Orb" группы "The Orb".
интелиджент техно
intelligent techno
      Бесспорно, самым значительным из этого направления является британец Ричард Джеймс, более известный как Aphex Twin. К сожалению, ходят упорные слухи, что он решил завязать с музыкой и заняться кино (Несмотря на это он выпустил альбом "Druqks"). Чтобы хоть как то проиллюстрировать шизовость его личности в масштабах мировой культуры, расскажу историю из его жития. Когда-то Эйфекс захотел послушать даб, а жил он в маленьком городке. У него не было записей и он отправился в ближайший пластиночный магазин. Но и там даба не оказалось. Тогда Эйфекс пошёл домой н начал сам записывать даб. Для себя. Чтобы послушать.

      К слову сказать, Эйфекс Твин работал на самопальной аппаратуре. А промышленные инструменты подвергал такой переработке, что они начинали звучать совсем по-другому. Эйфекс дошёл в своём духовном подвижничестве даже до того, что сам написал программу-секвенсер для компьютера. При всём этом Эйфекс Твин оставался вполне разноплановым музыкантом, он написал и ставшую уже классикой хардкорную вещь "Come to daddy", на которую снят гениальнейший видеоклип.

      Интеллиджент или idm - это саунд, который с 89-го года продвигает фирма "Warp". Часто такую музыку называю еще словом isolationism. В целом для интеллиджента характерна сложная структура музыки. Интеллиджент часто выбивается из размера 4/4. Во многих произведениях вообще неясен музыкальный размер. Если и есть где настоящая музыка современности, то она там и есть :)
Интеллиджент близок к эмбиенту, к минимэл техно, и впитал в себя много элементов драм-н-бэйса. Эти составные части трудно отделить друг от друга (да и нужно ли?) Трудно описать эту музыку - её надо слышать. Название idm (intelligent dance music) - ничего, собственно, не объясняет, под интеллиджент танцевать, по-моему, далеко не всегда возможно, это музыка, которую слушают дома. Это музыка, которую делают не мышцами, а интеллектом, опирающимся на подсознание.

      В качестве наиболее известных представителей назову прежде всего, конечно же Эйфекса Твина, а также такие замечательные имена как Autechre, M-ziq (читается "мю-зик", первая буква - греческая "мю"), Squarepusher, Люк Вайберт (Luke Vibert, проекты "Wagon Christ", "Plug"), "Mouse on Mars", "Black Dog Productions", "Orbital" итд. Хотя можно спорить, относить ли их к интеллидженту или нет.
минимал техно
minimal techno
      Минимал - это минималистическое техно. Что такое минимализм? Это выражение максимума посредством минимума. Другими словами, минимальными средствами - максимально возможный результат.

      Минимэл - это музыка, в которую мало чего намешано, она состоит из небольшого числа компонентов, между которых можно заметить звуковые пустоты. Но эти компоненты медленно но верно изменяются, трансформируются в нечто совсем другое, чем то, что было в начале. Минимэл может быть очень близок к эмбиенту, а может наоборот, к нойзу.
Из минимэл техно назову несколько значимых имён. Одним из наиболее известных сподвижников на этом поприще является канадец Ричи Хотин, более известный под псевдонимом Plastikman. Ещё довольно известен в этой сфере немец Роланд Каспер (Roland Casper), а также немецкий проект "Oval".

      Среди близких направлений - drone (жужжание). Оно характеризуется жужжащим или гудящим характером звучания. К этому очень близка музыка финской группы "Pansonic".

      Еще бы я отметил такое направление как noise (нойз, шум) и самое радикальное ответвление japanoise - это по определению минималистическое направление, т.к. шумом и грохотом много не выразишь. Тут бесспорными лидерами и гуру являются японцы Merzbow и Aube, а также поляк Zbignew Karkowski. Неугомонный Мерзбоу еще с 80-х гонит человеконенавистнические нойз-альбомы, наполненные патологическим скрежетом, свистом и грохотом. Его дискография исчисляется сотнями альбомов. К нойзу, не лишенному некоторой доли музыкальности я бы еще приплел альбом "Constant Shallowness leads to Evil" совершенно безумной и гениальной группы Coil.

      На поприще электронного минимализма большими авторитетами являются бывший барабанщик "Napalm Death" Мик Харрис (проект "LULL") и финский музыкант Vladislav Delay. Еще могу хорошо отозваться о творчестве германского музыканта Томаса Фельмана (один из участников The Orb).

      На мой взгляд, минимализм - очень интересная музыка, беда только в том, что диски с альбомами таких музыкантов просто так достать невозможно (надо поискать). Проблема ещё в том, что электронные музыканты участвуют в очень многих проектах и издают свою музыку на множестве маленьких лэйблов под множеством разных имён. Самые известные лэйблы, выпускающие такую музыку - это "Mille Plateaux", "Basic Channel", "Science", "Staalplaat".
электро
electro
      Электро как направление возникло в самом начале 80-х. Оно вобрало в себя элементы пи-фанка (p-funk), разновидности фанка, которую продвигал Джордж Клинтон, лидер групп "Parliament" и "Funkadelic" и звучание немецкой группы "Kraftwerk", замешав это всё на научной фантастике.

      В 82-м году диджей Африка Бамбаатаа изготовил электро-хит "Planet Rock", позаимствовав мелодию из крафтверковской песни "Trans Europa Express". Вот с того момента, собственно, и началось электро.

      Помните, подо что танцевали брэйк-данс? Помните суперхит 83-го года "Rock it" Херби Хэнкока? (Далеко не все знают название этого трека и его автора, но все его слышали, это точно). Вот это и было электро. Электро делал также и Малькольм Макларен, бывший менеджер "Sex Pistols". Он пытался в своём патологически шизоидном стиле мешать электро-рэп и оперу. Мало того, в электро в те годы ударился даже большой для кого-то авторитет Жан-Мишель Жарр! Его альбом "Zoolook" 84-го года - это дань электро-моде.

      Году к 85-му электро выдохлось и разделилось на два враждебных направления - хип-хоп (незачем объяснять, что это такое) и гнусный попсовый стиль синти-поп (Всякую печально известную волну 80-х типа Modern Talking, Erasure или Pet Shop Boys помните? Вот это и был синти-поп).

      Конечно, ортодоксальное электро существовало все эти годы, соседствуя с детройтским техно, взять хотя бы к примеру продукцию детройтской тусовки "Underground Resistance". Из современных значительных электро-проектов хотелось бы отметить Drexciya и Dopplereffect.

      Ещё электро сильно повлияло на становление такого широкого течения как EBM (Electronic Body Music, электронная сторона индастриала). Ранние альбомы таких групп как Ministry, Nine Inch Nails, Nitzer Ebb, Front 242 и Laibach обнаруживают очень большое влияние электро. Ко всей этой музыке в индустриальных кругах Америки даже применяется само слово electro. Интересующимся индастриалом советую разыскать и прочитать FAQ по индустриальной культуре Дмитрия Толмацкого.

      В конце 90-х немецкий диджей Вестбам (Westbam), один из устроителей дискотеки "Love Parade" стал возраждать и пропагандировать новую разновидность электро - т.н. неоэлектро. Как будто электро умирало! Мода действительно в какой-то мере не угасла и сейчас - взять хотя бы повальное увлечение вокодерами - приборами, искажающими человеческий голос и заставляющими его звучать как музыкальный инструмент. Их теперь используют все, кому не лень.

      Сам Вестбам утверждает, что Африка Бамбаата является его духовным отцом-наставником, что творчество Бамбааты сильно повлияло на его становление как диджея. Теперь Вестбам организовал проект "Mr.X & Mr.Y", амбициозно задуманный им как продолжение традиций ортодоксального электро, но по-сути являющийся лишь попыткой зашибить побольше денег.
бигбит
big beat
      Бигбит - это вид поп-музыки, возникший и приобрёвший популярность в последние пять лет. Его основателями и ярчайшими представителями являются британские поп-группы "Chemical Brothers", "Prodigy", и конечно же товарищ Норман Кук, широко известный как Fatboy Slim.

      В сущности, само название big beat пошло от названия клуба "Big beat boutique", которым владеет Норман Кук. Он крутил (и сейчас наверное крутит) пластинки в своём клубе и название прилепилось к музыке, которую он там заводил. Так что же такого особенного в бигбите, почему он стал вдруг столь популярен?

      Дело в том, что саунд бигбита чрезвычайно заводной и танцевальный. Основной его костяк составляет мощный брэйкбит, часто довольно быстрый. К нему добавлены фанк-гитары и духовые, куча всяких синтезаторных и хипхоповых звуков, а также зацикленные вокальные или рэповые фрагменты (особенно в этом преуспел, бесспорно Fatboy Slim).

      Вся музыка от начала до конца программируется на компьютере. Никаких живых инструментов (если не считать живым исполнением кручение ручек фильтров синтезаторов). И результат получается каким-то нездорово эйфорически весёлым!

      Саунд "Prodigy" (музыку в ней делает только один из участников, Лиам Хаулет) содержит в себе кроме брэйкбита также элементы панка и рэгги, а саунд "Chemical Brothers" сперва содержал очень много сбивающего с ног брэйкбита, но потом ребята съехали в откровенную кокаиновую халтуру.

      Среди других знаменитостей на поприще бигбита за популярность сражаются британская группа "Lunatic Calm" и голландская "Junkie XL".

      Норман Кук заработал на бигбите кучу денег (заработал бы куда больше, если бы не платил за авторские права на украденные им фрагменты) и теперь отдыхает. А бигбит, в общем-то, уже сдох...
ю-кей гараж
uk garage
      Ю-Кей гараж - это вид поп-музыки, возникший где-то в середине 90-х, он стал чудовищно модным годах в 98-99. Это по-сути хаус, замешанный на драм-н-бэйсе, из которого был взят мощный низкий бас. В ю-кей гараже часто применяется рагга-вокал и звуки фраз с эффектом стрэтчинга (растяжение семпла во времени, при котором звук приобретает некоторый "железный" скрипящий характер звучания). Также параллельно с обычным ритм-треком часто простукивают куски барабанных сбивок, характерные для драм-н-бэйса. Изначально, по легенде, на джангловых и драмэнбэйсовых мероприятиях для "охлаждения" публики в чилаут-зонах диджеи запускали американский гараж (а-ля Masters at Work). Но, видимо, для джангл-публики он не совсем подходил, и вскоре появились треки британских продюсеров, которые делали "утяжеленный басами" гараж с сильным влиянием драм-н-бэйса. Часто UK garage называют термином speed garage, но сами продюсеры этой музыки и её слушатели этот термин яростно не любят. Следующим звеном в развитии течения uk garage явился 2step garage.
ту-степ гараж
2-step garage
      Ту-степ - эта разновидность клубной музыки характеризуется, в первую очередь, ступающим битом, сыгранным впрочем, часто теми же звуками TR-909. Во всяком случае, если не бас- и большой барабаны, то хай-хэт и прочие звуки перкуссии берут явно из клонов этого синтезатора. Основное отличие ту-степа от ортодоксального хауса в том, что вместо четырёх ударов бас-барабана в ту-степе звучат лишь два. Ритм-партия представляет из себя как бы простейший брэйкбит и очень напоминает шагающий бит электро. Бас-партия тоже обычно несколько дискретная, она может проявляться лишь несколькими внезапно пробегающими в конце такта нотами (чуствуется ямайское влияние).

      Ту-степ очень мелодичен, в нём полным-полно клавишных, а ещё больше вокала. Но не прямо записанного вокала, а в основном украденного из чужих пластинок. Обычно это женский соул-вокал, но может быть вполне и рэп и рагга-вокал. Главное же достоинство ту-степового вокала в том, что он обычно очень сильно порезан на куски: фразы, слова и часто даже отдельные слоги оторваны друг от друга и звучат каждый как самостоятельный элемент. Все голоса обычно обильно обработаны разными эффектами. В общем, продюсеры ту-степа - люди довольно усидчивые, они часто прямо-таки жонглируют сэмплами вокала.

      Еще одной особенностью ту-степа является его построение: в нем преобладают низкие частоты, поверх моря которых плавают высокие. Средний диапазон обычно урезается во всех треках ту-степа, кроме попсовой его разновидности (а уже есть и такая). То есть, ту-степ на бытовой аудиосистеме звучит совсем не так, как он звучит в клубе. Ту-степ пришел на смену выдохшемуся драм-н-бэйсу и заслуженно считается наследником джангла. Ту-степ как мелодичная и одновременно "улетная" музыка с вокалом очень нравится девушкам и поэтому и закончилась эпоха мрачного и бесноватого драм-н-бэйса и пришла эпоха ту-степа.

      Общепризнанным отцом ту-степа является продюсер MJ Cole, который первым из джангл-тусовки начал записывать гараж-треки, звучащие как ту-степ. Впрочем этот самый MJ Cole очень быстро скатился к производству откровенного ширпотреба. Также чудовищно прославился проект Artful Dodger. Среди "жвачечного" ту-степа можно назвать побывавшие в хитпарадах проекты Oxide & Neutrino и True Steppers.

      В начале применение ту-степа ограничивалось чилаутом и соратники Эм-джей Коула посмеивались над его "слабостью", но в 99-2000 годах очень многие продюсеры и диджеи драм-н-бэйса повально бросились в ту-степ. Была сделана куча ту-степ-ремиксов на старые известные рэйв-хиты. Появилось и такое смежное с ту-степом направление как breakstep - более жесткий, с большим количеством брейкбита и меньшим количеством клавишных, саунд. Этим увлекся, к примеру, DJ Zinc из тусовки Ganja Kru. Такой новатор и гигант драм-н-бэйса Фотек выпустил альбом "Solaris", где драм-н-бэйс практически отсутствует, зато есть брэйкбит, дип-хаус и ту-степ...


      В какую сторону сейчас движется музыка? Трудно сказать. Любая новая идея быстро профанируется, опримитивливается и распродается... Развитие технологии в области звукозаписи за последние несколько лет явно опережает взлет фантазии музыкантов. Фактически если в начале-середине 90-х для решивших заняться музыкой молодых людей самым доступным и дешевым было создание рок-группы и самовыражение в виде панк-рока, то теперь намного дешевле и проще стало самовыражаться на домашнем компьютере. Техно-музыку стало чрезвычайно модно делать самому. Если во времена аналоговых синтезаторов 80-х программирование примитивных секвенсеров было трудоемким делом и ограничивало рамки техно минимализмом оранжировок, то теперь появились во множестве программы типа E-Jay или Magix Music Maker позволяющие штамповать примитивные, но модные техно-треки даже совершенно глухим людям, а теперешний всецело доминирующий примитивизм электронной музыки объясняется тем, что за музыку массово взялись вообще не музыканты. Чтобы освоить игру на гитаре на уровне достаточном для исполнения панк-рока, нужно заниматься ежедневно несколько месяцев. Программу-конструктор модной музыки из модных семплов можно освоить за вечер, никаких нот учить не надо. Понятно, что подавляющее большинство такого самовыражения просто не способно найти слушателей. Но удивительно не это, а то, что подобный же примитив (который может сделать каждый!) концерны звукозаписи умудряются продавать миллионными тиражами. Этим барахлом забит теле- и радиоэфир... Впрочем, я начинал о музыке... Так вот, по моему мнению, человечество рано или поздно обожрется подобного суррогата и вернется к пониманию того, что в музыке важен прежде всего талант композитора, и не важно на чем она сыграна, на гармошке или на синтезаторе. А время расставит на свои места творческие находки и тупое выпендривание в угоду моде.

[2000-2001, AlecZ]

автор и вЕБмейкер:
r.o.i. [Решетин Олег]
Hosted by uCoz