Сахаром я занимаюсь по долгу службы, так что альбом со сладким названием
"Бес Сахара" пропустить я никак не мог: а вдруг есть что-нибудь про нас,
скромных тружеников отрасли. Были же песни о монтажниках, строителях,
лейтенантах и т.д.
Как обычно сахар оказался не при чем, однако продукт оказался весьма вкусным
и изысканным. Музыкой группы Колибри я интересуюсь уже несколько лет, однако
так и не могу понять чем же все-таки она меня привлекает. Причем каждый раз,
с выходом нового альбома мне резко перестает нравиться предыдущий. В этом
исключительная особенность птичьей музыки, ведь обычно лучшим альбомом для
любой группы остается самый первый.
Самое интересное в новом альбоме - музыка, которая за внешней невзрачностью
скрывает изысканность и утонченность. Буквально с первых минут я начал
вертеть в руках вкладыш в поисках списка музыкантов, участвовавших в записи
альбома и лейбла типа: "Роберт Фрипп руку приложил". Кинг Кримсон давно стал
культовой группой среди музыкантов, и практически все наиболее прогрессивные
российские исполнители черпали свое вдохновение в записях этой группы.
Иногда это было неплохо, но чаще - смешно и неестественно. И надо же было
такому случиться, что наиболее удачно старые находки опосредовались именно в
новом альбоме Колибри. Временами имеет место прямое цитирование. Одинокое
соло на трубе в конце альбома и непонятные звуки (ср. c альбомом "Islands"),
гитарные пассажи - вообще выполнены в фирменном стиле Фриппа. Кроме того
энергетикой и напряжением альбом очень напоминает работу "Kneeling at the
Shrine" (проект назывался "Sunday all over the world" c Toyah Wilcox в
качестве вокалистки).
В свое время существовала такая формула, что для российской (тогда еще
советской) рок-музыки характерно то, что плохо исполняется хорошая музыка.
Конечно это была некоторая лесть подпольным музыкантам (ребята, хоть играть
и не умеют, зато пишут талантливую музыку), однако доля истины все-же в этом
есть. Чтобы убедиться, достаточно взять и послушать, скажем, "Разлуку"
Наутилуса и все станет ясно (недавно я так и поступил, и был просто
потрясен: неужели ЭТО мне нравилось!!??). Похоже, что времена меняются, и
музыканты начинают играть хорошо, только бы теперь музыка не стала еще хуже.
То, что теперь исполняет Колибри уже под гитару не споешь (вернее спеть то
можно, да будут ли слушать), тут уж подавай сэмплеры с овердрайвами. В
результате и получился достаточно крепкий и технологичный альбом, который
занял даже определенное место в ряду популярных записей. Это по-меньшей
мере странно, так как по всем признакам Колибри относится к
экспериментаторам (эстетам, независимым - назвать можно как угодно, но
понятно, что имеются в виду те музыканты, которые не собирают стадионов).
Однако, каким-то загадочным образом клипы Колибри частенько мелькают на
телевидении, песни крутят по радио, а альбомы продаются во всех киосках (и
чуть ли не в пивных ларьках) - значит покупает публика.
А вот на феномене популярности многих исполнителей я хотел бы остановиться
особо. Похоже, что время поворачивается вспять. Кто бы мог подумать, что
"Таких не берут в космонавты" Манго-Манго после десятилетнего (!) забвения
станет всенародным хитом. Агата Кристи, проведя несколько лет "в отстойнике"
и вернувшись с теми же, причем далеко не лучшими песнями была с восторгом
принята. Да и от Чижа тоже веет чем-то давно забытым, как будто его
заморозили году в 80-м, а сейчас он только вышел из комы. Думаю. что скоро в
хит-парадах появится звезда "колбасного рока" конца 80-х - группа
"Телевизор", правда слоган "Твой папа - фашист!" придется сменить на "Твой
папа - банкир!".
Несмотря на то, что альбом я слушал уже много раз я не запомнил, и, наверное
не обратил внимание ни на одну, практически, строку текста. Настолько
вычурна музыка, изысканы аранжировки, что текст (скорее всего проигрывая в
качестве музыке) теряется. Колибри безусловно обладает своим неповторимым
почерком в музыке, хотя их альбомы значительно отличаются один от другого.
Был ироничный альбом "Манера поведения" сохранившийся у меня еще на виниле,
энергичный альбом "Найди 10 отличий" с замечательным "Негром в автобусе",
единственной во всем творчестве группы песней, мотив и слова которой
запоминаются. Нынешний, с гипнотизирующей музыкой, мог бы быть воспринят как
возврат к психоделическим корням, да только у Колибри таких корней никогда
не было...
А недостаток у альбома только один. Очень уж он короткий. Выбранный жанр
требует долгих вступлений, длинных импровизаций, в общем того, что было
свойственно так называемым "концептуальным альбомам". В нынешнем виде,
только-только проникнешься, как глядь, уже конец. Хотя может быть в этом
что-то есть.
[???, денис соколов]
|